5.  Мотивация и нормирование труда.
Производительность труда объективно определяется рядом факторов: технический уровень производства, выраженный используемыми видами техники, технологических процессов; состояние организации производства и труда; влияние внеш¬них условий, определяемых природными характеристиками. Мотивация труда как совокупность внутренних побуждений человека или группы людей к определенной деятельности становится не менее значимым фактором, чем административное воздействие на работников или прямое материальное стимулирование. Для мотивации характерны такие состояния психики, как желание, ориентация и целевая установка. Перед управлением трудом возникает необходимость его мотивации и реализации мотивационного направления деятельности. Основными направлениями здесь являются: совершенствование организации труда; материальное стимулирование; повышение качественных показателей кадров предприятия; создание здоровой социальной атмосферы в коллективе; вовлечение работников в процесс управления предприятием; нематериальное стимулирование. Под нормированием труда понимают установление норм затрат времени рабочих и машин - техническое нормирование; и установление норм оплаты труда - тарифное нормирование. Используют два метода установления норм: Аналитический метод предусматривает исследование трудового процесса, расчленение его на элементы и обоснование затрат времени по каждому элементу с последующим суммированием этих затрат. Опытно-статистический метод основан на установлении норм по материалам прошлых периодов, по опыту нормировщика. При нормировании труда устанавливают: Норма времени - это необходимые затраты времени для выполнения единицы конкретной работы в определенных условиях и исполнителями определенной квалификации. Такие нормы измеряются в нормируемых часах.  Норма выработки отражает, какое количество продукции должно быть произведено в определенных условиях одним или несколькими исполнителями определенной квалификации в единицу времени или за единицу трудозатрат. Норма выработки имеет натуральное выражение в зависимости от вида продукции.