3. Теория государственной финансовой политики
Сущность финансовой политики сост.не только в факте принятого правового решения, оцененного с позиции того, кого это непосредственно затрагивает. В содержание фин.политики надлежит включить выбор и оптимизац.принятого решения. Фин.решения должны учитывать не только поставленные цели и задачи, эти решения увязывают с особенностями условий их практич.реализации.
Теория фин.политики и сама текущая фин.политика, как предмет научного исследования, не исчерпываются проводимыми в современный период политическими мероприятиями по управлению финансами. В этой теории должен обязательно присутствовать постулат о достижении единства экономических интересов всех уровней финансово-кредитного управления. На этой фундаментальной основе, когда выгодное государству становится выгодным бизнесу и наоборот, можно обеспечить целостность проведения экономической и финансовой политики.
Содержание гос.фин.политики и подходы к ее оценке в значительной мере определяет проблема границ самостоятельности.Самостоятельность гос.фин.политики часто проявляется в предложении и выборе конкретных путей и средств достижения поставленных наверху целей и задач. Фин.политика зависит от гос.устройства, стадии развития, устойчивости политич.системы. Нельзя принимать решения в экономике и финансах, не затрагивающие чьи-либо политические, социальные, экономические интересов.Императивность(безусловное требование) - важнейшая составляющая гос.фин.политики. Гос.императив - важная компонента, учитываемая в ходе формирования и реализации децентрализованной финансовой политики.
Фин.политика связана с распределением и перераспределением финансовых, бюджетных, кредитных ресурсов. Фин.политика всегда связана с проблемой мобилизации доходов - традиционных и нетрадиционных(те, кот.не имеют сравнимой базы в практике финансов и кредита для данного гос-ва).
Фин.политика - должна быть направлена на сохранение централизации доходов хозяйства и населения в централизованных фондах фин.и кредитных ресурсов.
Зависимость гос.фин.политики от политич.курса, проводимого в стране, не уникальна. Фин.политика в большинстве случаев дает вполне конкретный результат за короткий период, выражающийся, в суммах получ.доходов, в изменен.приоритетов, объемов и направлений финансирован.хозяйственных комплексов и секторов экономики бюджетной сферы.Определен.эффективности проводимой фин.политики - крупная научная и практическая проблема. Объективных фин.критериев, полно и точно отражающих эффективность финансовой политики, не выработано. Фин.мероприятия сами по себе производны от состояния экономики, производства и товарного обращения. Следовательно, эффективность фин.политики состоит не собственно в росте или снижении доходов и изменениях в направлении расходов, а в том, насколько безболезненно для хозяйства эти суммы мобилизованы и насколько результативно потрачены.
Гос.фин.политика структурирована и системна, охватывает все звенья и уровни финансово-кредитного механизма. Системность и комплексность, как теоретические понятия, не тождественны своим формам проявления в практике финансового управления. Каждое решение в этой области имеет конкретную форму проявления финансово-кредитной политики.Системность- необходимость обеспечения максим.возможной увязки не только фин.-кредитных балансов и прогнозов, составляемых на центральном и др.уровнях управлен.хоз-вом, но и согласования движения стоимостных форм с общеэкономич.и политич.условиями осуществления воспроизводственного процесса. Комплексность предполаг., что, внося поправки во взаимосвязанные показатели бюджета, кредита, денежной массы и обеспечивая их увязку, надо учитывать прямые и косвенные последствия балансовых сценариев на развитие экономики. Фин.полит.зависит не только от состояния финансов, но от экономики в целом. Поэтому можно считать финансовую политику концентрированным выражением экономики. Принимая решения в области проведения финансовой политики и улучшая состояние финансов, всегда подразумевается разрешение политических, экономических, социальных или оборонных задач.
Финансовая политика предприятия внешне независима от государственной финансовой политики. Правила экономического и финансового поведения резидента и нерезидента устанавливает государство через свои финансово-кредитные и экономические институты управления. Финансовая политика первичных звеньев хозяйства всегда вынуждена учитывать политику, проводимую в области финансов и кредита от имени и по поручению государства. Успех финансовой политики предприятия зависит от своевременного проведения мероприятий по нейтрализации последствий негативных изменений в государственной финансовой политике.