2. Уставный капитал предприятия.
Финансовые ресурсы формируются в процессе учреждения предприятия в виде его уставного или складочного капитала. Размер этого капитала определяется по сумме вкладов или паев учредителей, а в акционерных обществах - средствами, по-лученными от реализации акций, Величина уставного (складочного) капитала является «визитной» карточкой предприятия, отражающей его экономические возможности, что, естественно, весьма важно для контрагентов при установлении деловых контактов. Уменьшение размера уставного капитала допустимо только до границ минимально установленных размеров. Причиной уменьшения капитала в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью является выбытие участников из состава членов общества. В акционерных обществах уменьшение может происходить при снижении номинальной стоимости акций или сокращении их общего количества. Увеличение же капитала может происходить при принятии новых членов в коммерческую организацию или внесении участниками дополнительных вкладов в имущество предприятия, а в акционерных обществах - при увеличении номинальной стоимости акций или их дополнительной эмиссии. Основными источниками развития финансовых ресурсов предприятия выступают доходы от производственной некоммерческой деятельности, внереализационные доходы, привлеченные средства. Средства, поступающие в результате осуществления производственной и коммерческой деятельности, представляют выручку от продажи продукции, созданной в процессе как основной, так и иной деятельности предприятия, и доход от реализации выбывшего имущества. Внереализационные доходы определяются операциями, не связанными с реализацией продукции основной деятельности или побочной продукции. Кредит может быть получен в результате выпуска облигаций или векселей, являющихся долговыми обязательствами, в которых зафиксированы экономические отношения предприятия и субъекта, приобретающего указанные ценные бумаги. Основную долю расходов предприятия составляют затраты по двум ведущим направлениям деятельности - производству продукции и ее реализации. Производство должно обеспечить конкурентоспособные параметры продукции. В процессе реализации эти параметры должны быть доведены до потребителя. Таким образом, речь идет о производственных и коммерческих расходах. Вместе с тем, предприятие несет и затраты, сопровождающие его хозяйственную деятельность. К таким затратам относят: выплаты доходов обладателям ценных бумаг, эмитированных предприятием; выплаты процентов за полученные кредиты; расходы на представительские нужды.