4. Виды среды, окружающий бизнес, характеристика, признаки той или иной среды.
Виды среды:
1.Экономическая среда и ее признаки: наличие свободных рабочих мест; избыток или недостаток рабочей силы; уровень средней заработной платы; величина суммы потребительской корзины; покупательский спрос; наличие и доступность денежных ресурсов; доходы на инвестированный капитал; возможности предпринимателя в получении кредитов и займов; уровень инфляции.Инфляция сокращает покупательскую способность потребителей и спрос. Новые налоги могут изменить распределение прибыли, от чего могут упасть доходы на инвестированный капитал, что в свою очередь сделает невыгодными инвестиции в новые предприятия.
2. Политическая среда и ее признаки: политическая платформа правящей партии; виды и качество законов, которые принимаются; отношение правительства к малому и среднему бизнесу; правила внешней торговли; защита окружающей среды; уровень социальных гарантий рабочих и их прав; гарантированный минимальный размер оплаты труда. Смена правительства может повлиять на степень поддержки малого бизнеса, изменить отношение к общественному сектору.
3. Социально-культурная среда и ее признаки определяют: перечень товаров, которые люди стремятся покупать; отношение отдельных лиц к работе; уровень благотворительности в обществе; присутствие у граждан патриотизма, честности и доброты; отношение к религии; отношение к нормам нравственности и морали. Появление новой моды, новых фасонов заставляет производителей создавать новейшие товары и продукты и организует возможности для дальнейшего развития бизнеса.
4. Технологическая среда и ее признаки: уровень занятости; уровень научно-технического развития; внедрение новых технологий; уровень автоматизации промышленных предприятий. Технологическая среда отражает процессы научно-технического прогресса. Новые технологии могут привести к повышению конкурентоспособности или ее снижению, если успеха в разработке новых технологий добился конкурент. Чем больше торгово-промышленных операций автоматизировано, тем меньше спрос на рабочую силу.
5. Физическая или географическая среда и ее признаки: природные условия, в которых осуществляется предпринимательство; доступность сырья, энергоресурсов; наличие автомагистралей, железных дорог; присутствие морских и воздушных путей сообщения. Признаки географической среды оказывают влияние на размещение компаний, на уровень расходов по доставке сырья, распределение продукции и применение рабочей силы.
6. Институциональная, организационно-техническая среда характеризуется наличием и разнообразием институтов, с помощью которых получается бизнес: кредитно-финансовые учреждения; оптово-розничные продавцы; специализированные организации по предоставлению аудиторских, бухгалтерских и юридических услуг; учебные заведения; агентства по изучению рынка; рекламные агентства; конторы по трудоустройству; транспортные агентства; страховые компании; коммунальные службы; организации связи.
7. Финансовая среда предпринимательства - это совокупность денежных отношений, возникающих у предпринимателя на финансовом рынке.