10. Обоснование главной стратегической цели финансовой деятельности предприятия.

Главная стратегическая цель финансовой деятельности неразрывно связана с главной целью развития предприятия в целом и реализуется с ней в комплексе.

Основные модели главной целевой функции предприятия:

1. Модель максимизации прибыли. В рыночных условиях максимизация прибыли может выступать как одна из важных задач хозяйственной (в т.ч. финансовой) деятельности предприятия или как критерий оценки эффективности использования его активов (капитала). Но не как главная цель функционирования предприятия (а соответственно и финансовой деятельности).

2. Модель минимизации трансакционных издержек. Современные экономисты (приверженцы данной целевой модели функционирования предприятия) в состав трансакционных издержек включают затраты ресурсов и времени, связанные с поиском т обработкой коммерческой информации о поставщиках и покупателях, необходимых товарах и услугах, ценах; затраты, связанные с осуществлением коммерческих переговоров; затраты, связанные с приемкой и проверкой поступающей продукции по количеству и качеству. Предложенный главный целевой критерий функционирования предприятия и его основных функциональных упраляющих систем имеет ряд недостатков: информативное обеспечение процесса формирования «чистых» трансакционных издержек предприятия требует значительного расширения объема учетных работ на предприятии; критерий минимизации трансакционных издержек не обеспечивает оценку усилий предприятия по комплексной экономии его ресурсов, т.к. при этом вне поля зрения остаются др.виды его издержек, не связанные с обслуживанием коммерческих сделок. Данная модель может рассматриваться как теоретическая предпосылка обеспечения одного из направлений повышения эффективности хоз.деятельности предприятия, но не как главная целевая функция.

3. Модель максимизации объема продаж – одна из наиболее известных целевых альтернатив модели максимизации прибыли. Преимущества: 1)Данный целевой критерий больше отражает результаты деловой активности предприятия в рыночной среде, а соответственно больше подходит для оценки хозяйственной деятельности в условиях рынка; 2) В условиях рыночной экономики только те предприятия преуспевают, кот.удовлетворяют потребительские запросы более эффективно, чем их конкуренты; 3) способность предприятия предложить на рынку такие товары и услуги, за кот.покупатель готов платить деньги, характеризует одновременно и его способность генерировать необходимую прибыль; 4) рост объема продаж требует не толко активизации маркетинговых усилий предприятия, но и постоянных изменений в технологии производства и реализации продукцииЮ стимулируя инновационный прогресс; 5) Считается, что максимизация объема продаж в качестве главной целевой функции предприятия более приоритетна в сравнении с максимизацией прибыли.

Недостатки: потребительский выбор товаров и услуг явл.ф-цией рыночной среды, кот изменчива под влиянием множества факторов.В текущих условиях товар и услуга рассматриваются потребителем как привлекательные, но в ближайшем будущем могут и не быть таковыми, что сведет к нулю все усилия предприятия по продвижению на разные рынки. Поддерживая рост доходов предприятия, данна модель не увязана с экономией его расходов. В результате часто оказывается, что темпы затрат по обеспечению роста продаж продукции обгоняют темпы роста доходов от ее реализации, что снижает уровень рентабельности и потенциал формирования собственных финансовых ресурсов предприятия из внутренних источников.

Данная модель не может быть использована как главная целевая функция предприятия, ее можно рассматривать как одну из задач операц.менеджмента.

4. Модель максимизации темпов роста предприятия. Преимуществом модеои как гл.целевой ф-ции явл.ее четкая нацеленность на стратегическу перспективу, обеспечение в процессе развития предприятия устойчивого формирования его доходов и прибыли, а также связь со структурой активов и капиталов. Недостатки: модель в кач целевой ф-ции может функционировать в условиях устойчивости спроса на продукцию предприятия, предполагая, что весь объем дополнительно произведенной продукции будет реализован по неизменным ценам. Т.о. максимизация темпов роста предприятия-одна из важных задач, но не главная цель его функционирования.

5. Модель обеспечения конкурентных преимуществ. Перимущества целевой концепции предприятия: отражает результаты деятельности практически всех его основных служб (конкурентные преимущества могут быть достигнуты за счет разработки нового продукта, повышения качества товаров и услуг, оптимальной ценовой политики, снижения издержек, использования прогрессивных финансовых технологий и инструментов). Недостатки данного целевого критерия предприятия: конкурентное преимущество как понятие характеризует относит.положение предприятия в рамках конкретной отрасли, в то время как значительная часть средних и крупных предприятий явл.многоотраслевыми. Многие экономисты отмечают, что конкурентное преимущество в целом предприятие может поддерживать лишь за счет той или иной последовательности кратковременных действий, обеспечивающих их приоритетное положение. Обеспечение конкурентных преимуществ одна изцелей развития предприятия.

6.Модель максимизации добавленной стоимости. Недостаток: вступает в конфликт с экономич.интересами конечного покупателя продукции. Все формы удовлетворения экономич.интересов отдельных субъектов получают отражение в цене, кот.может быть не поддержана покупателем.

7.Модель максимизации рыночной стоимости предприятия. Целевая модель ориентированная на стоимость, определяет собственников как главных субъектов в системе экономических интересов, связанных с деятельностью предприятия. Собственники, заботясь о максимальном увеличении своего благосостояния, одновременно способствуют росту благосостояния всех др.экономических субъектов. Целевая модель максимизации рыночной стоимости предприятия интегрирует основные цели и задачи эффективного функционирования различных его служб и подразделений. Возрастание рыночной стоимости предприятия может обеспечиваться ростом его имиджа, организационной структурой управления, реструктуризац.капиталаи др. Модель максимизац.рыночной стоимости предприятия гармонизирует текущие и перспективные цели развития предприятия. Показатель рыночной стоимости обеспечивает возможность оценки более отдаленной перспективы функционирования предприятия в сравнении с др.целевыми ориентирами. Реализует более полную информацию о функционировани предприятия в сравнении с др.оценочными показателями. Целевая модель максимизации рыночной стоимости предприятия полностью отражает весь спектр его финансовых отношений и основных финансовых решений. Динамика рыночной стоимости явл.наиболее всеобъемлющим критерием эффективности использования капитала предприятия. Мониторинг рыночной стоимости служит одним из наиболее эффективных средств контроля инвесторов за действиями менеджеров.

Наиболее приемлемой моделью целевой функции предприятия в условиях рыночной экономики явл.модель максимизации рыночной стоимости предприятия. Главной стратегической целью финансовой деятельности явл максимизация благосостояния собственников предприятия, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости